Сетевое взаимодействие с МРЦ "Левобережье"
С 2021 года МОУ Левобережная средняя школа города Тутаева Тутаевского муниципального района по решению Ученого совета ГАУ ДПО ЯО ИРО от 10 июня 2021 года начинает работу в статусе Базовой площадки по теме «Формирование языковой культуры обучающихся, в том числе культуры речи, культуры чтения и культуры общения на русском языке».
На базе МОУ Левобережная школа было сформировано сетевое взаимодействие муниципальных образовательных учреждений, целью которого стало создание условий для совершенствования профессиональных компетенций учителей-предметников в области формирования языковой культуры обучающихся, в том числе культуры речи, культуры чтения и культуры общения на русском языке.
Перед коллективом школы были поставлены следующие задачи:
Организовать и провести курсы повышения квалификации педагогов, обучающих и практикоориентированных семинаров, вебинаров по формированию языковой культуры обучающихся, в том числе культуры речи, культуры чтения и культуры общения на русском языке.
Разработать методические рекомендации по сопровождению педагогов в области формирования языковой культуры обучающихся, в том числе культуры речи, культуры чтения и культуры общения на русском языке.
Повысить образовательные результаты учащихся образовательных организаций.
Основными направлениями деятельности базовой площадки стали:
- организационно-консультационная деятельность.
- образовательная деятельность.
- методическая деятельность.
Муниципальное общеобразовательное учреждение Великосельская основная школа является участником сетевого взаимодействия школ левобережья.
Благодаря работе руководителя муниципального ресурсного центра Смирновой С.К. и куратора Киселевой Н.В. у педагогов нашей школы появилась прекрасная возможность стать участниками разнообразных по форме и содержанию мероприятий.
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ (2023-2024 учебный год)
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
В Великосельской школе ведутся занятия по внеурочной деятельности «Основы читательской грамотности» в 8 классе, «Аспекты читательской грамотности» для учащихся 6 класса.
На занятии составляются планы на основе исходного текста.
На занятии в 6 классе "План текста" была использована памятка "Как составить план текста".
Как составить план:
1. Прочитай произведение.
2. Определи идею, то есть главную мысль.
3. Сформулируй идею в нескольких предложениях.
4. Вырази идею в одном предложении.
5. Раздели произведение на части.
6. Озаглавь каждую часть.
7. Прочитай названия частей и проверь, насколько точно они передают содержание текста; не пропустил ли ты какого-нибудь эпизода.
Познакомились с видами плана
• Вопросный
• Назывной
• Тезисный
• План – опорная схема
• Комбинированный
Как правильно составить каждый из них ?
Вопросный план
План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста.
При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова ( «как», «сколько», «когда», «почему» и т.д. ), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ).
Тезисный план
План записывают в виде тезисов.
Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.
Назывной план
План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы.
В назывном плане много существительных и прилагательных.
План – опорная схема
Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.
Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь.
Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.
Комбинированный
Такой план может сочетать в себе разные виды планов.
Составляли на примере рассказа «Капля в море».
Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.
Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек.
Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).
Вопросный
Например:
- Кого поймали в море ?
- О чем плакала пойманная черепаха ?
- Почему черепаха плакала на самом деле ?
Тезисный план
Например :
- В море поймали черепаху.
- Пойманная черепаха все время плачет.
- Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.
Назывной план
Например :
- Пойманная черепаха.
- Черепашьи слезы.
- Настоящая причина слёз черепахи.
План – опорная схема
Например :
-Черепаха
- Слёзы.
- Соль из воды.
Комбинированный
Например :
- Кого поймали в море ?
-Пойманная черепаха все время плачет.
- Настоящая причина слёз черепахи.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
В Великосельской школе ведутся занятия по внеурочной деятельности «Живая лаборатория»
На одном из занятий составляли схемы с опорой на прочитанный текст, чтобы систематизировать материал и быстрее его запомнить
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
В школе ведутся занятия по внеурочной деятельности «Основы математической грамотности».
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
В Великосельской школе ведется курс Функциональная грамотность для обучающихся 1-4 классов и 5-9 классов.
На уроке-игре «День рождения Мухи-Цокотухи» детей учили решать проблемные ситуации, аргументируя свои ответы, расширять и активизировать словарный запас школьников, формировать элементарные представления о понятии монета, банкнота, кошелек, деньги, продавец, покупки, магазин, развивать логическое и нестандартное мышление, кругозор, развивать зрительную память, познавательный интерес к основам финансовой грамотности, умение правильно отвечать на вопрос «Сколько?».